Как рассказать ребёнку о смерти близкого человека - Форум для будущих и настоящих родителей
Приветствую Вас Гость


Главная Как рассказать ребёнку о смерти близкого человека - Форум для будущих и настоящих родителей
детский сад детские товары Золотая середина

[ Личные сообщения()Новые сообщенияНаши Праздники!Правила форумаПоиск ]

Страница 1 из 11
Модератор форума: NastasiKa 
Форум для будущих и настоящих родителей » Супер Карапузик » Воспитание,обучение,развитие... » Как рассказать ребёнку о смерти близкого человека (и о смерти вообще)
Как рассказать ребёнку о смерти близкого человека
Жменька Дата: Суббота, 03.08.2013, 21:35 | Сообщение # 1
Нетактичная коза
Группа: Постоянные жители
Сообщений: 5720
Страна:
Город:Женя из Харькова
Подарки:16
Статус: Offline




Сегодня похоронили Тимуркиного дедушку Пашу. По настоянию моей бабушки Тимура взяли на кладбище (напомню, ребёнку 9 лет, развитый, активный, любознательный ребёнок). Ире и мне показалось нахождение ребёнка у гроба с мертвым дедушкой не очень приемлемым, бабушка и Стасик настояли на присутствии его от и до. Дедушка ушел неожиданно (60 лет, экстренная операция, реанимация и ... все), мы не готовы были к такому разговору, но рассказали сразу все как есть. Сейчас сижу и читаю как это делается с научной точки зрения.

Из научно-методического пособия "Система поддержания психического здоровья детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС: Научно-метод. пособие / Отв. ред. Л. А. Пергаменщик. – Гомель: РНИУП «Институт радиологии», 2004. – 156 с."

Цитата:
Памятка для родителей горюющего ребенка
Вас постигла серьезная утрата – смерть близкого человека. Вам сей-
час очень тяжело и Вы поглощены своими переживаниями, а рядом ребенок, который тоже страдает. Помогите ему пройти через горе без серьезных последствий для его психического здоровья. Что для этого Вы можете сделать?
1. Говорите с ребенком открыто и честно
- Расскажите ребенку сразу же о случившемся событии (смерти близкого) с перечислением конкретных подробностей.
- Скажите, что умерший никогда не возвратится. Избегайте двусмысленности
- Не говорите о «путешествии» или «сне».
- Избегайте абстрактных объяснений.
- Давайте такие объяснения, которые будут понятны ребенку в его возрасте.
2. Помогите ребенку понять случившееся
- Отвечайте на вопросы ребенка по поводу случившегося. Будьте терпеливы, даже если одни и те же вопросы задаются снова и снова.
- Пусть тема смерти не станет запретной для обсуждения.
- Стимулируйте игры и рисование у маленького ребенка, а у более взрослого – написание сочинений, стихов, ведение дневника. Так дети выражают свои чувства, переживая горе.
3. Придайте событию статус реальности
- Возьмите ребенка на похороны и позвольте ему попрощаться с умершим.
- Не скрывайте от ребенка свои мысли и чувства, проявляйте их сами.
- Храните память об умершем: сделайте фотоальбом, устраивайте просмотры видиофильмов с его участием.
- Берите ребенка с собой на кладбище.
4. Снимите чувство вины у ребенка
- Побеседуйте с ребенком, когда он выражает чувство вины.
- Успокойте ребенка, что не его мысли и чувства привели к смерти близкого.
Запомните главные правила!!!
• Ребенок должен присутствовать на похоронах и попрощаться с умершим.
• Горе и тоска – естественные реакции у детей. Не препятствуйте их проявлению.
• Уделяйте больше времени ребенку, как бы Вам самому после случившегося не было плохо.

Когда детям требуется помощь психолога?
• Когда поведение ребенка сильно меняется после произошедшего, например, если он изолируется или становится вспыльчивым.
• Когда воспоминания о произошедшем не оставляют сознание ребенка длительное время.
• Когда его постоянно беспокоят кошмары.
• Когда ребенок печален в течение долгого периода после события.
• Когда падает успеваемость и мотивация к учебной деятельности, ребенок «прогуливает» школьные занятия.
• Когда у ребенка появляется нежелание жить дальше.

Памятка
для воспитателей и учителей начальных классов
по работе с детьми, переживающими горе

1. Наблюдайте за изменениями поведения ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно наблюдаются тенденция к уединению, агрессивность, нервозность, гневливость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.
2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать и все же попытайтесь. Предложите сами разговор на эту тему. В разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение для ребенка имеет огромное значение, ведь он потерял тепло любящего человека. Это позволит ребенку почувствовать, что Вы заботитесь о нем и в любое время готовы ему помочь. Поддержите его желание говорить о потере.
3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если Вам удастся собрать их, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого Вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить добрую память о нем.
4. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Ведь слезы – это не признак слабости, но силы. Если Ваши глаза наполнились слезами, то не скрывайте этого.
5. В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите, что можно смеяться и улыбаться.
6. Когда ребенок говорит о том, что он виноват в смерти близкого человека, он действительно так думает. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить.
7. Признайте право ребенка на переживание. Не говорите, что Вы надеетесь на исчезновение у него страхов, не пытайтесь сменить тему разговора. Не следует произносить фраз типа: « Скоро тебе станет лучше».
Скажите: « Я знаю, что ты чувствуешь. Он (она) любил (а) тебя, и ты его(её) никогда не забудешь».
8. Старайтесь быть в контакте с родителями. Ребенок быстро почувствует связь между Вами и семьей, что создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, его привычках.
9. Внимательно относитесь к трудным дням в жизни ребенка: праздники, когда дети дарят подарки своим близким.
10. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Смерть не является запретной темой!


уверенности, что мы не сделали чего-то непоправимого (с точки зрения травмы психики ребёнка от увиденного) после прочтения мне не прибавилось. Тима все время стоял перед Стасом, Стас его обнимал за плечи, не отпускал ни на мгновение, наклонялся и рассказывал о дедушке, почему все именно так, почему гроб, почему связаны руки, почему потом развязывали руки и ноги. Тима не плакал, смотрел увлеченно, говорит "дедушка выглядит странно" и улыбался. Это можно понимать, как то, что для ребёнка это действо не было травмирующим? Сильно истерящих людей не было, все было красиво, душевно, спокойно. Но мне и сестре не дает покоя тот факт, что нам двоим было очень тяжело потерять любимого дедушку (в школьном возрасте) и самое страшное в его смерти - присутствие на похоронах, мне до сих пор обидно, что взрослые мне не оставили выбора, я должна была смотреть на желтое фосфорное лицо, в котором только немного улавливались черты дорогого тебе человека, целовать, прощаясь, бумажечку на лбу, я до сих пор ощущаю её холод, видеть много, много незнакомых мне людей и столько горя в их лицах. в воспоминаниях рядом с образом здорового деда всегда встает образ его же не живого (параллельно) и никак не могу от него избавиться. Мне так не хочется, чтоб надо мной мертвой (когда-то это приключится :) ) стояли мои родные и близкие, смотрели на меня ...чужую...пугающую...пусть бы крышка была закрыта. Смотреть нужно когда живой. И было бы не кисло, если б на моих похронах порвали три бояна :D

Какие у вас мысли по этому поводу? Переживали ли смерть близкого человека, как справлялись, что приносило облегчение, а что было тяжело эмоционально, чего не хотелось бы чтоб повторилось?

Психологи рекомендуют для просмотра мультфильм "все псы попадают в рай".

Добавлено (03.08.2013, 20:35)
---------------------------------------------
Сказка "Водяной жук" Дорис Стикни



В глубине одного маленького тихого пруда обитали водяные жуки.Это была небольшая,но очень дружная компания.На самом дне,вдали от солнца, они были заняты целыми днями,плавая над мягким илом.
Иногда они замечали, что время от времени кто-то из их компании вдруг терял интерес к тому, чем занимаются его друзья.Он начинал взбираться вверх по стеблю лилии и исчезал, чтобы никогда больше не вернуться.
-Посмотрите,-сказал однажды один жук другому, как ты думаешь,куда собирается вон тот жук, который лезет вверх по лилии?
Их товарищ в это время медленно поднимался вверх, и как бы им ни хотелось рассмотреть, куда тот направляется,он исчез и больше уже не вернулся.
-Это смешно!-воскликнул один водяной жук.
-Неужели он не был счастлив здесь?-удивился другой.
-Как вы думаете, куда он ушел?-спросил третий.
Они долго ломали над этим головы, но так и не нашли ответа.
Наконец,самый главный из них собрал всех вместе и сказал
-У меня есть идея.Следующий жук, который уползет вверх по стеблю лилии, должен обещать, что вернется и расскажет нам, куда он ушел и зачем.
-Мы обещаем!-ответили все его друзья.

И вот однажды весной тот самый жук, который предложил этот план, сам стал карабкаться вверх по лилии.Он поднимался все выше и выше и очень устал.Оказавшись над водой, он упал на широкий лист и заснул.
Проснувшись, он не мог поверить своим глазам.Чудесные изменения произошли с его старым телом.

У него появилось четыре прозрачно-серебристых крыла и длинная талия.Так и хотелось взмахнуть этими прекрасными крыльями.Тепло солнца быстро высушило его новое тело.Он слегка расправил свои крылья и вдруг почувствовал ,что летит над водой, превратившись в стрекозу.Взмывая вверх и бросаясь вниз, кружила она в ласковых лучах солнца и на душе у нее было хорошо и радостно.
Вскоре молодая стрекоза опустилась отдохнуть на лист лилии.Каково было ее удивление, когда прямо под собой она увидела своих старых друзей.Они сновали туда- сюда над илистым дном, точно такие же, как она когда-то.
И тут стрекоза вспомнила об обещании "Следующий из нас, кто взберется вверх по стеблю лилии, должен вернуться назад и рассказать, куда он ушел и зачем".

Не задумываясь,стрекоза бросилась вниз,но ,ударившись о поверхность воды,отлетела прочь.Теперь,когда она стала стрекозой,невозможно было вернуться в воду.
"Я не могу выполнить моего обещания,- поняла она,-даже если бы я и вернулась, никто из водяных жуков не узнал бы меня в моем новом состоянии.Наверное,мне просто нужно ждать, пока они тоже станут стрекозами. Тогда они поймут, куда я пошла, и что со мной случилось".
Стрекоза легко взмахнула крыльями и устремилась в прекрасный новый мир воздуха и света.



Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в угол и порыдать.

Slastenka Дата: Вторник, 13.08.2013, 12:43 | Сообщение # 2
Супермамочка
Группа: Администраторы
Сообщений: 20990
Страна:
Город:Харьков
Подарки:21
Статус: Offline




http://supermama.at.ua/forum/20-1610-1 вот тут обсуждали, но тема названа видно неудачно, сама сходу не нашла)))
Соболезную..
Я не знаю как правильно. но считаю, что все очень сильно зависит от ребенка. Думаю у меня Настя была бы очень сильно шокирована, по крайней мере сейчас. Может можно просто рассказать и этого достаточно.
Я сама тоже помню похороны дедушки, я не смогла его поцеловать...и помню потом поминки всем селом, я была в шоке почему и зачем все это надо, особенно убитой горем бабушке.



Валеровна Дата: Вторник, 13.08.2013, 23:37 | Сообщение # 3
супермамочка
Группа: Постоянные жители
Сообщений: 4136
Страна:
Город:Харьков, Павлово Поле
Подарки:20
Статус: Offline




Жменька, и я соболезную((( Жменька советы жуткие. Я думаю,что ребенку оно не нужно, не все взрослые такое переносят.Никуда от этого не деться, поймет, но позже.Лучше помнить любимых живыми, вспоминать мертвых в гробу-жутко и больно. Зачем? Всю жизнь мороз по коже от таких воспоминаний.


Форум для будущих и настоящих родителей » Супер Карапузик » Воспитание,обучение,развитие... » Как рассказать ребёнку о смерти близкого человека (и о смерти вообще)
Страница 1 из 11
Поиск:
  • Юмор Часть 3 (50)
    [Развлекаловка]
  • Напольное покрытие (9)
    [Домоводство]
  • Разное (3)
    [Бигбары/юзербары]
  • Игрушки для детей! (45)
    [куплю-продам-подарю]
  • Какие чудеса техники у вас на кухне? (69)
    [Техника]
  • Тесты на беременность. Какие точнее? (23)
    [Планирование беременности]
  • А кого вы хотели дочку или сына? (59)
    [Рассказы о родах]
  • Обувь (18)
    [Покупки и мода]
  • Летний лагерь (12)
    [Детки старше 6-ти лет]
  • Секреты экономии. (6)
    [Домоводство]
  • Школьные новости (90)
    [Детки старше 6-ти лет]
  • Сидоровская Полинка. ДЦП, вр. ихтиоз. Нужна реабилитация. (13)
    [Благие дела]
  • 100 дел на лето (1)
    [Посиделки]
  • Фото сегодняшнего дня часть 5 (403)
    [СуперФото]
  • Куда поехать на море?!?!?! (17)
    [Путешествия и отдых]

  • Сегодня у нас были
    rigik, capedPip, rickybv60, dorayx11, robertfm11, myraid3, reynagi18, jasmineuu3, rayya16, heatherei2, kathrynag60, napedPip, jeanetteej11, hopejx4, vapedPip, fapedPip, janineee69, fernqg1, melissaiv4, ilaac3, traciny3, violass4, genevayd18, deannfh11, hapedPip, ryanvr3, shannontj18, ameliadq69, bridgettvp4, edithum3, margeryfh4, [Полный список]
    Самые активные
  • Slastenka
  • rigik
  • Gela
  • NastasiKa
  • свечка
  • Жменька
  • Mixa
  • Валеровна
  • Katusha
  • Mudrick


  • Copyright СуперМама © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz