Вашему малышу 3 месяца? Тогда вам необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами этого возраста. Лежа на спине. Ребенок может лежать в симметричном положении, иногда пробует поворачиваться в обе стороны. Малыш может держать голову по средней линии, но часто поворачивает ее то в одну, то в другую сторону.
К концу 3-го месяца ребенок "открывает" существование рук и проводит долгое время, наблюдая за их движением (раньше остальных частей тела он знакомится именно со своими ручками и осознает, что они ему принадлежат). Постепенно в течение 3-го месяца пальцы разжимаются и вытягиваются; кисть становится почти совсем открытой, пальцы только слегка согнуты. Если ребенку вкладывают в руку игрушку, он ее хватает и держит несколько минут, пробует поднести ко рту. Это - начало координации между зрением и осязанием. Ножки малыша в этот период повернуты наружу, согнуты и слегка раздвинуты. В состоянии бодрствования ребенок все время "сучит" ножками (работает ими как "педалями").
Ребенок лежит в симметричном положении, опираясь на предплечья, с приподнятой головой под углом 45 градусов. Опора на предплечья еще нестабильна. Голова может двигаться и ложиться то в одну, то в другую сторону. Иногда ребенок делает ползающие движения, но ему не удается перемещаться.
Подтягивание, исходя из положения лежа на спине, удается (если его берут за руки), но голова еще качается из стороны в сторону. Однако, после того как малыша достаточно поднимают, голова уже не падает вперед или назад. Во время подтягивания ножки также приводятся вперед, но еще сохраняют сгибание в коленном суставе.
Поддерживаемый под мышками, ребенок встает на ножки и опирается на них короткое время. Ножки при этом кажутся напряженными, с вытянутыми коленями и согнутым бедренным суставом. Тело вытянуто, положение головы хорошо контролируется.
Если провести перед глазами ребенка по средней и немного боковой линии ярко окрашенный предмет на расстоянии 30-40 см, малыш видит его и следит за ним взглядом, проявляет к нему интерес, глаза сосредоточены на предмете.
Малыш уже сует в рот не всю руку, а только пальцы. Грудной ребенок может схватывать палец матери или предмет, который ему подносят. Хватание выполняется еще ладонью (как у обезьян). Ребенок держит игрушку крепко и кусает ее, затем отпускает игрушку непроизвольно.
Малыш в этом возрасте шумно смеется, когда с ним разговаривают. Он поворачивает голову к лицу, которое к нему обращается и спонтанно лепечет. Он начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в".
Ребенок смотрит пристально на мать и улыбается ей, когда она с ним говорит. Он следит взглядом и смотрит на людей, которые к нему подходят. Малыш в этом возрасте всегда общается с матерью глобально: свободно, спокойно, улыбаясь, когда он счастлив, или мечется, хнычет, если у него плохое самочувствие.