В 2010 году масленичная неделя начинается 8 февраля. Вплоть до
воскресенья, 14 февраля, все, кто любит народные традиции, будут печь и
есть блины, макать их в мёд и сметану, в икру и масло, гулять и
веселиться, «трескать от пуза», отмечать, в общем, лихо да раздольно
широкую Масленицу! Масленицу-боярыню, Масленицу-разорительницу,
Масленицу – сахарные уста… Десятки названий есть в народе для любимой
Масленицы, и все они имеют своё объяснение.
Например, чаще всего Масленицу называют «широкой боярыней». Отчего
пошло это название, почему мы до сих пор говорим: боярыня-масленица?
Чтобы понять это, надо вспомнить, какое символическое значение имела
Масленица на Руси.
Учёные полагают, что Масленица вобрала в себя значения сразу нескольких
обрядовых праздников. Языческий праздник проводов зимы и встречи весны
из-за Великого поста
был смещён, так что иногда «проводы зимы» приходятся на самый её разгар
– вот как в этом году, например. Кроме того, встречая весну – встречали
и новый год (весенняя встреча нового года характерна для многих
народов). Так что Масленица вобрала в себя и обряды встречи нового года
– а это традиционно подразумевает богатое, обильное застолье.
Масленицу, хотя и сдвинувшуюся на февраль, по-прежнему отмечали не
только блином-солнцем,
напоминавшем о весне, но и невероятным обилием еды. Ведь у многих
народов считается, что новый год будет таким же, как застолье!
Разгул перед постом,
когда народ «напоследок» пускался в «отрыв» перед долгим воздержанием,
отлично совместился с бывшим «новогодними» традициями. Уже не помня о
весенне-новогоднем происхождении традиции, люди по-прежнему верили, что
Масленицу надо встречать
жирно, сыто, обильно – тогда и весь последующий год таким же будет. А
кто на Масленицу не будет пировать – будет год голодать… Так что, как
гласит старинная пословица «Хоть все с себя заложить, а Масленицу
проводить!» Ведь гуляния на Масленицу – это своего рода обряд,
гарантирующий богатство на год вперёд. Вот откуда традиция гулять на
Масленицу на широкую ногу…
Так что Масленица – это олицетворение сытой, богатой жизни. Нередко её
называют «щедрой» – и не только потому, что в эти дни все щедро
уставляют столы снедью, но и оттого, что люди надеются: если Масленицу
встретить широко да с уважением, то она будет щедрой, даст хороший
урожай, благополучие на целый год…
А кто же ещё так символично выступит символом богатой красавицы, как не
богато разубранная боярыня или царица, которой народ в пояс кланяется?
Ну явно не какая-нибудь нищенка из подворотни! Вот и называют Масленицу
в народе с уважением – Боярыня, Государыня, Царица, Госпожа Масленица.
Само это название Масленицы – символ богатства, которое она
олицетворяет.
Ну а почему «широкая»? Ну это понятно – потому что сытая да дородная!
Широкая, толстая, одним словом! И гуляют на Масленицу широко…
Между прочим, «широкая» в народном понимании означало не просто
толстая, а красивая. Действительно, стоит вспомнить каноны русской
красоты, как станет ясно: Масленицу представляли как дородную, красивую
молодую «бабу», сытую и пышнотелую. Можно посмотреть на картины Кустодиева,
чтобы понять – какая краса была люба народу… Кустодиевские девицы явно
на Масленицу кушали и блины, и пироги, и с маслом, и со сметаною!
О том, что Масленица – красавица, говорят такие обращения к ней:
душа-Масленица, сахарные уста, перепельные косточки. «Красная краса,
русая коса», – говорили про Масленицу. Зазывали в гости: «Масленица,
веточка, ясочка, касаточка, перепелочка!» Называли Масленицу и просто –
Красавой.
А почему же Масленица – молодая баба, «бабочка» (это слово в народе не
носило негативного оттенка, а лишь подчёркивало замужество), а не
девушка, спросите вы? Что ж, в ряде губерний на санях в образе
масленице действительно катали самую красивую девушку. Но всё-таки в
народной традиции Масленица – красивая молодка. Царица, а не царевна,
не боярышня – а боярыня. И это не случайно…
Знаете ли вы, отчего зовут Масленицу – «сахарные уста»? А отчего
называют «целовальницей»? А дело в том, что на Масленицу было принято
чествовать «новожёнов» – женившихся в этом году (как правило, свадьбы
на Руси шли осенью, после сбора урожая). И среди обычаев были прилюдные
целования пар. Нередко вся главная улица села или города была занята
целующимися молодыми супругами, а окружающие подбадривали их
нескромными шутками да возгласами: «Нут-ко, покажите, как вы любитесь!»
Обряд этот пришёл из давних языческих времён, когда Масленица носила
более явный весенний характер, и относится, понятно, к тем обрядам, что
привлекают плодородие – и на земле, и в семье. Кстати, обычай ходить к
тёще на блины всё оттуда же, из обрядов, сопровождавших на Масленицу
молодожёнов. Прежде всего имелось в виду, что «к тёще на блины»
приходит молодой зять, взявший в этом году жену из тёщиного дома.
Приходя в гости на масленичные блины, зять тем самым символически
подтверждал новое родство.