Что такое повышенный тонус? Как с ним справиться?
В первые три месяца жизни у ребенка имеется «физиологический гипертонус». Ручки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, кулачки сжаты, ножки согнуты в коленных и тазобедренных суставах, слегка приведены друг к другу. Такое состояние в это время необходимо для поддержания формы тела, постепенно оно будет проходить, заменяясь произвольными движениями, которые будет осваивать малыш (удержание головы, опора на руки, перевороты с живота на спину и обратно и т.п.). Если же при верчении, кручении новорожденный ребенок «не провисает», во время спонтанной активности «не теряет» частей тела или невозможно прижать бедра малыша к столу при переодевании – это тревожный симптом, возможно, мышечный тонус превышает положенный для этого возраста. Это может препятствовать правильному и своевременному развитию структур головного мозга. Необходимо срочно обратиться к неврологу, иногда может потребоваться помощь ортопеда. У детей старше 3 месяцев тонус может быть повышен как симметрично, в обеих половинах тела (руках, ногах и т.п.), так и асимметрично, т.е. только с одной стороны. В первом случае наблюдается отставание в освоении двигательных навыков – ребенок поздно садится, не ползает, встает на цыпочки, иногда даже перекрещивает ноги. С асимметричным повышением тонуса могут быть связаны следующие симптомы: односторонне скошенный или с одной стороны облысевший затылок; голова чаще повернута в одну сторону; если малыш следит за игрушкой, то только с одной стороны – справа или слева; на боку или на спине лежит в «позе банана» (тело выгнуто дугой); переворачивается только через одну сторону; хватает игрушку только одной рукой.
Что значит «ребенок держит голову»? Когда это должно произойти?
Настоящему удержанию головы способствуют несколько этапов, которые можно наблюдать у ребенка почти с рождения. Так, здоровый новорожденный имеет защитный рефлекс (лежа на животе, малыш поворачивает голову вбок, чтобы не задохнуться). Если лежащего на спине малыша приподнять за ручки, он попытается подтянуть голову к груди. Наконец, на несколько секунд поднимать голову в положении на животе обычно могут дети в 2-3 недели. К 1-1,5 месяцам ребенок должен поднимать голову в положении лежа на животе и хорошо удерживать ее. К этому времени малыш также должен выставлять обе раскрытые руки на ладошки вперед (первое время опора может происходить не на раскрытую ладонь, а на кулачок). Многие дети в положении на животе при подъеме головы руки держат сзади. У таких малышей не формируется правильное представление о расстоянии до опоры или какого-либо предмета. Начиная ходить, они во время падения нередко расшибают нос, лоб, потому что не могут себя защитить, подставив руки. Если же ребенок с первых недель подолгу держит голову, это может свидетельствовать о чрезмерном повышении внутричерепного давления и требовать внимания врача-невролога. Повышение внутричерепного давления часто случается из-за того, что сосуды малыша не адаптировались к условиям внешней среды. Помочь этой адаптации способно назначение контрастных процедур, массажа, травяных настоев. В противном случае давление может повыситься настолько, что клетки головного мозга будут «поджиматься». Такой малыш может быть возбудимым, много срыгивать, у него могут дрожать руки и подбородок при плаче. В дальнейшем может замедлиться развитие, а в более старшем возрасте дети могут часто жаловаться на головную боль, тошноту.
Почему так важно, чтобы ребенок первого года жизни осваивал новые движения в определенной последовательности? Ведь все дети разные…
У каждого малыша – свой «маршрут развития». Но последовательное прохождение основных этапов – свидетельство того, что головной мозг развивается нормально. Само по себе возникновение нового навыка показывает, что в структурах мозга формируются новые связи, идет «простраивание» этих структур. Соответственно, отсутствие того или иного навыка – признак сбоя в работе головного мозга. Этот сбой может никак не проявиться в младенчестве, но сказаться позже – в виде неконтролируемого поведения, школьных трудностей. Вот короткий вопросник, ориентируясь по которому, вы можете вовремя заметить те или иные тревожные симптомы и обратить на них внимание врача. Серьезными отклонениями от нормы считаются те, что превышают один месяц. 1. Когда ребенок начал держать голову? В 1-1,5 мес. 2. Когда начал переворачиваться? В 3-4 мес., хорошо вертеться – к 6 мес. 3. Играл ли с ногами (хватал, засовывал в рот)? В 6-7 мес., особо развитые дети – в 3-4 мес. 4. Когда сел? В 6-8 мес. Из положения на спине это происходит раньше, и положения на четвереньках – позже, но оба варианта считаются нормой. 5. Когда пополз? Как ползал? В 7-8 мес. Сначала раскачивался, стоя на четвереньках, пополз назад, потом вперед. Нормой также считается, если ребенок начал ползать по-пластунски, а потом встал на четвереньки. 6. Когда встал без опоры? В 9-11 мес. 7. Когда пошел без поддержки? В 9-18 мес.
А зачем вообще нужно ползание? Некоторые дети минуют эту стадию развития – они что-то теряют?
Прежде всего, благодаря ползанию формируются метрические представления, понятия «ближе – дальше». Также ползание актуализирует нижнее поле зрения. Еще одна важная задача, которую помогает решить ползание, – разобщенная, но одновременная работа рук и ног. Когда мы ходим, то машем руками совершенно непроизвольно, однако при помощи этого простого навыка поддерживаем баланс туловища. Если руками не махать, то человек может упасть. А закладка этого навыка происходит в раннем возрасте. Отсутствие этих навыков очень усложнит жизнь школьника, при этом подобные «провалы развития», выявляемые в 7–8 лет, корригируются очень трудно. Для ползания необходимы: хорошо освоенный переворот с живота на спину и обратно; умение двигать отдельно руками и ногами – так называемое «рассогласование движений». Этот навык формируется при вращении вокруг пупка, лежа на животе, а также при ползании с помощью движений рук; хорошая зрительная и слуховая ориентация. Она формируется в первую очередь при общении с мамой: взглядами, речью. Важно, чтобы движения при ползании были симметричны. Если ребенок ползет, подволакивая одну ногу, или ставит одну ногу на колено, а другую на стопу, или ось его тела при ползании искривлена – срочно обратите на это внимание невролога, малышу нужна незамедлительная индивидуальная коррекция, пока он не вышел из возраста ползания. Если же несимметричные сначала движения выравниваются в течение двух недель, то это вариант нормы.
Когда можно начинать сажать ребенка в подушки, в коляске, в детском стульчике?
Сажать ребенка, еще не севшего самостоятельно, не следует – это может привести к искривлению позвоночника. В коляске и автокресле для ребенка, который еще не садится сам, выбирайте положения полулежа, дома придать малышу приподнятую позу можно с помощью детского шезлонга. Самое главное: малыш, которому по возрасту пора бы уже сесть самостоятельно, должен как можно больше времени проводить… лежа на животе (не на спине!) на твердой поверхности (коврик на полу), двигаясь по мере сил, переворачиваясь, крутясь – тренируя свои мышцы. Любой ребенок сможет сесть только тогда, когда мышцы туловища будут к этому готовы. С помощью врача-невролога или специалиста ЛФК можно подготавливать этот навык, делая упражнения, но форсировать сидение не следует. Ребенок сидит самостоятельно и правильно за счет положения таза. За поддержание тела в пространстве при сидении отвечают ноги. Правильное сидение: таз чуть провисает вперед, происходит усиление поясничного изгиба позвоночника (лордоза). Неправильное сидение: поясница провисает назад. О том, что ребенок действительно сидит, может говорить следующий тест. Если толкнуть малыша вбок, то он не падает, а прогибается, удерживая туловище вертикально, и возвращается в исходное положение. Если толкнуть посильнее, то ребенок может подставить руку и использовать ее в качестве опоры. Таз при этом остается на месте.
Может ли ребенок «не догадаться» о том, что ему пора вставать? Надо ли его ставить на ножки?
Вставать в кроватке или возле другой опоры дети начинают в возрасте 8–9 месяцев. Когда мышцы ног уже могут удержать вес всего тела. Когда ребенок из положения стоя упадет не откинувшись назад, как солдатик, а сложившись пополам сядет на попку. Самостоятельно вставать из положения на четвереньках малыши могут примерно с 10 месяцев. Ребенок сам решит, когда ему вставать. Если он этого не делает, значит, что-то мешает ему. Или нет физических сил, или не возникает мотива к ходьбе. Вставание и ходьба хороши тогда, когда ребенок уже прожил все предыдущие этапы развития. Умеет держать голову, переворачиваться с живота на спину и обратно, может крутиться вокруг пупка, вставать на четвереньки, сидеть, ползать. Все эти двигательные навыки подготавливают вертикализацию (вставание на ножки) и укрепляют мышцы, необходимые для этого. Если ребенок нормально развит, почему у него не возникает желания ходить? Возможно, малыша слишком опекают, все ему приносят по первому требованию – то есть ему нет нужды перемещаться в пространстве.
Что можно (и нужно ли) делать, если ребенок долго ползает (после года) и не хочет вставать?
Вот тут можно ничего не делать. Нормой начала ходьбы для здорового ребенка является период от 9 месяцев до полутора лет. Так что если малыш ползает, но не ходит, то страшного в этом ничего нет. Другое дело, что специалист, наблюдающий ребенка, должен тоже быть уверен в том, что это норма, а не патология. Важно, насколько сильные спина, ягодицы, ноги, хорошая ли координация. На всякий случай проконсультируйтесь у невролога. Не видя ребенка, трудно сказать, требуется ли ему специфическая помощь.
Нормально ли, если ребенок начинает ходить рано – в 8 месяцев?
Если при этом он вовремя начал держать голову, ползал не меньше трех недель, у него сильные ноги, он сам встает, падает сгруппировавшись, то пусть ходит. А вот если даже САМ начинает ходить (или того хуже – требует, чтобы его водили), но при этом не ползал, испытывает трудности при вставании с пола, падает и ударяется затылком или лбом – вот тут нужно срочно консультироваться у невролога. Возможно, потребуется курс массажа и лечебной физкультуры. Такому ребенку нельзя разрешать вставать и ходить и ни в коем случае нельзя водить его за руку: это тормозит развитие координации и не дает тренировать группировку, а у малыша как раз здесь, скорее всего, слабое место. В помощью упражнений, рекомендованных врачом, малыша надо учить группироваться, накачивать брюшной пресс.
|