Когда начинать "держать над тазиком"
Конечно же, начать можно в любом возрасте. Но чем раньше вы это сделаете — тем больше шансов, что ребенок еще не перестал "проситься в туалет" и осознавать соответствующие сигналы своего тела. Обычно говорят, что оптимальное время для налаживания взаимодействия между родителями и ребенком в сфере опорожнения — до момента исполнения крохе шести месяцев. Но есть мамы, которые начинают и позже. В конце концов, всем придется когда-нибудь начинать! Оказывается, дети, у которых не произошло своевременного развития выделительной функции, обучаются сохранять себя в чистоте гораздо дольше, чем думается многим. Согласно исследованию, проводившемуся компанией Procter&Gamble (торговая марка Pampers), те малыши, которых познакомили с горшком в возрасте полутора лет, в среднем развили способность оставаться сухими днем и ночью только к 2,9 годам, а 22% из них не закончили свое обучение к 3,5 годам!
Есть и другой аспект, который может подвигнуть вас к высаживанию младенца с пеленок. Опыт показывает, что описанные этапы развития выделительной функции, которые обычно дети проходят в раннем возрасте и достаточно быстро, могут принять неприятные формы у малышей, чье обучение началось после года. Если исследование своих "продуктов жизнедеятельности" в 6-8-месячном возрасте вызывает у родителей всего лишь снисходительную улыбку, а о самом факте потом с гордостью рассказывается знакомым — то ковыряние в горшке или памперсе в два года может вызвать у взрослого такую бурную негативную реакцию, что ребенок больше никогда не захочет делать "это" и у него сформируется психогенный запор. То же самое относится к исследованию гениталий — постоянное теребление половых органов в старшем возрасте возникает именно от того, что у малыша не было возможности составить адекватное представление о своем теле в первое полугодие жизни. А бедные родители, ничего не знавшие об этапах развития выделительной функции, хватаются за голову и начинают лечить ребенка от онанизма.
Еще один интересный момент: приучение к соблюдению физической чистоты, начавшееся после года, все равно проходит через задуманные природой этапы. Помните пример о ребенке, чьи ножки с рождения связывали и не позволяли ими пользоваться, ожидая "готовности" к обучению ходьбе? Так вот, такому малышу — после того, как его развязали — все равно пришлось бы пройти через период ощупывания ног, захватывания их и поднесения ко рту, переворотов, вставания на четвереньки, ползанья и так далее. То же самое происходит и при запоздалом расставании с подгузниками.
Сколько мам с удивлением или возмущением описывают, как безрезультатно на протяжении нескольких минут сидевший на горшке малыш затем встал, отошел и наделал в штаны! Или рассказывают, как их взрослые дети, игнорируя все объяснения и наказания, любят уединяться и какать в уголке за дверью. Столкнувшись с подобными "неудачами" в обучении малыша "горшочному делу", многие родители убеждают себя, что приучение к горшку — это всего лишь насилие над ребенком и масса расстройств для взрослых членов семьи.
Дорогие мамы и папы! Дело вовсе не в горшке. Просто ваш ребенок с большим опозданием и трудом проходит те этапы, что в нормальной ситуации осваиваются на первом году жизни! И слава Богу, если у вас хватит интуиции и терпения найти правильный подход к взрослому малышу, привыкшему игнорировать импульсы своего тела, и научить его заново обращать на них внимание. А значительная часть мам и пап, ничего не знающих о том, как дозревает выделительная функция, просто продолжает держать ребенка в одноразовом изделии, уговаривая себя: это норма, "таких детей большинство", вон на Западе до пяти лет ходят в подгузниках — и ничего...
Как начинать
Итак, вы решили следовать традиционному способу поддержания гигиены ребенка. По всему миру приняты разные варианты освоения высаживания. В одних культурах принято начинать сначала по ночам, пользуясь днем пеленками и подгузниками, а через некоторое время продолжить поддерживать чистоту ребенка и в дневное время. Традиции отдельных племен предлагают высаживать младенца с одного, двух, трех месяцев. Многие матери из Южной Африки и некоторых районов Индии выбирают постепенное освоение навыка: сначала за малышом следят преимущественно по утрам, затем добавляют высаживания и в другое время суток. Мы расскажем об основных элементах методики, изучив которые, вы сможете выбрать собственный темп и вариант освоения естественной гигиены детишек.
- Наблюдение за ритмом выделений. Опорожнение — это завершение процесса пищеварения. Оно имеет четко выраженную ритмичность, а его периодичность напрямую связана с частотой и объемом кормлений. Для удобства наблюдений можно оставить попку малыша голенькой или временно использовать тряпичные подгузники.
- Использование звукового сигнала. Каждый раз, когда малыш писает или какает, вы будете сопровождать его действия одними и теми же выбранными вами звуками. Например, стандартное "пис-пис-пис" и "ка-ка". Очень быстро младенец устанавливает ассоциативную связь между вашими словами и его действиями. В конце концов наступит такой момент, когда с помощью этого звукового сигнала вы сами будете предлагать крохе сходить в туалет — а он начнет с радостью отзываться на ваше предложение и щедро дарить вам маленькие сюрпризы! Существенное добавление: озвучивать нужно каждое высаживание ребенка, приглашая этим его к сотрудничеству.
- Изучение сигналов, которые подает ребенок перед опорожнением. Обычно это характерные звуки, покряхтывания, нетерпеливые всхлипывания, призывный плач. У более старших детишек меняется поведение: одни как бы замирают, другие, наоборот, приходят в состояние повышенной возбудимости. Многие малыши совершают определенные телодвижения или меняют выражение лица.
- Доверие и развитие собственной интуиции. Вскоре после того, как вы начнете практиковать высаживание, наступит момент, когда вы уже не будете ориентироваться на внешние признаки желания малыша сходить на горшок. Вы будете просто чувствовать, что ему это сейчас надо — и быстро удовлетворять его потребность. Особенно важна работа материнской интуиции во втором полугодии жизни младенца, когда он, увлеченный освоением мира, может забывать вовремя попроситься.
Примерная схема
Хотим предложить вам одну из возможных схем обучения высаживанию.
- Первую неделю изучаем ритмы выделений малыша. Каждое "большое" или "маленькое" дело сопровождаем подходящим звуком. Можно просто наблюдать, можно записывать, можно обратиться к опыту других матерей.
- Затем начинаем практиковать высаживания сразу после сна. Иногда это удается сделать лучше прямо во время прикладывания к груди. Все наши действия всегда сопровождаем знакомым крохе звуком.
- Следующий этап — изучаем сигналы, исходящие от малыша при желании пописать или покакать, и сразу же высаживаем его. Если вы верно поняли ребенка — он сразу же сделает свои "дела". Не держите малыша слишком долго! Вы могли ошибиться, и ему вовсе не хочется сейчас в туалет.
- Еще через неделю-другую добавляем высаживания по требованию матери: вам кажется, что малышу пора на горшок! Как правило, родительская интуиция не подводит — кроха послушно освобождает животик от продуктов своей жизнедеятельности.
- Начинаем высаживать младенца во время сна. При первых признаках дискомфорта берем на ручки, прикладываем к груди и помогаем опорожниться.
- Успешно идут дела днем — приступаем к высаживаниям по ночам. Делаем это, не включая верхний свет и не нарушая сна младенца. Как правило, дети, приученные содержать себя в чистоте, в определенном возрасте категорически отказываются ходить под себя ночью. Они будут вертеться и просыпаться (вплоть до полного пробуждения!) до тех пор, пока их не подержат над тазиком или пеленкой.
Мама обучается реагировать на ребенка, а ребенок начинает выстраивать мостик доверия: меня понимают, я нужен, маме интересно, что со мной происходит, я зову и верю, что меня поймут. Ребенок учится не игнорировать свои врожденные потребности в высаживании, осознавать импульсы тела и правильным образом обращать на них внимание.
У вас остались вопросы о технической стороне высаживания? Не стесняйтесь, обратитесь за помощью к консультанту по естественному вскармливанию и уходу за младенцами или к любой матери, успешно поддерживающей естественную гигиену своих детей.
"А у нас не получается!"
Не расстраивайтесь! Не злитесь на себя или ребенка. Просто продолжайте налаживать связь между вами. Обратитесь за консультацией, если чувствуете потребность. Многие промахи в высаживании связаны с этапами взросления ребенка, когда он начинает отказываться от сотрудничества и ходить под себя. Также на неудачи в поддержании естественной гигиены влияют периоды заболевания малыша, плохого самочувствия при прорезывании зубов, активного освоения новых двигательных навыков, стрессы и нарушения контакта с матерью. Никогда не заставляйте ребенка писать или какать! Лучше сделайте шаг назад, отбросив все принципы и "правильные установки", несколько дней передохните от высаживаний, посвятив это время более тесному контакту с ребенком. При этом продолжайте высаживать его во сне и при пробуждении (лучше — во время сосания груди). А затем — вы увидите сами! Малыш снова захочет жить в аккуратности и комфорте.
И все-таки об одноразовых подгузниках
Если честно — то жизнь в современном мегаполисе сложно себе представить без них. Поездки в транспорте, пробки на дорогах, длительные перемещения в холодное время года... Будем разумно использовать все блага цивилизации. Но при этом не станем ими чрезмерно увлекаться и вредить благу нашего ребенка. Для него крайне важно научиться контролировать работу выделительной системы на первом году жизни. А для нас, его родителей, важно вовремя установить отношения с малышом, полные понимания, отзывчивости, любви и доверия!
|