Обратите внимание на зрение ребенка. Не пишет ли он, образно говоря, носом? С одной стороны, это вредно для зрения, с другой — формируется неправильная осанка. Очень многие недуги формируются в детском возрасте. Вовремя обратив внимание на ту или иную «мелочь», вы можете сохранить здоровье своему ребенку на многие годы. По нормам гигиены расстояние от органа зрения до предмета, каким занят ребенок (игрушка, книга, тетрадь), должно составлять не менее 30-35 см. Если человек сознательно выдерживает это расстояние, глаза его не слишком устают даже при длительной и сосредоточенной работе.
В силу каких причин возникают нарушения зрения?
Таких причин несколько. Может быть отягощенная наследственность — родители всю жизнь страдают близорукостью. Другая причина: частые болезни ребенка. Также нарушение зрения может возникнуть вследствие травмы глаз, в том числе и световой (ребенок долго смотрел на сварку или на солнце). Неблагоприятно сказываются на состоянии органа зрения и длительные зрительные нагрузки: например, ваш ребенок не очень контактный, избегает общества детей и предпочитает заниматься своими играми дома, много лепит, рисует, рассматривает картинки и, увлеченный, не замечает, как устают его глаза. Отрицательно влияет на зрение недостаточная освещенность рабочего места (в нашем случае — места игры), равно как и слишком сильная освещенность.
Учитывая вышесказанное, вы можете принять необходимые меры по сохранению зрения ребенка.
Не позволяйте ребенку рассматривать картинки и читать лежа. В таком положении расстояние между объектом и органом зрения постоянно изменяется, и хрусталику приходится подстраиваться — ежеминутно, ежесекундно; это очень утомляет глаз. Правильнее всего: читать, сидя за столом.
Ни в коем случае нельзя читать «против света», когда вы или ребенок лежите лицом к свету и загораживаетесь книгой. В этом случае освещенность объекта оставляет желать лучшего, а орган зрения испытывает повышенную нагрузку — как бы ослеплен светом.
Слишком сосредоточенные занятия ребенка не должны быть чересчур длительными. Это вредно для органа зрения. Чередуйте такие занятия с какими-нибудь подвижными играми. Не позволяйте ребенку заниматься за столом больше пятнадцати-двадцати минут. Если школьнику много задано на дом, разбейте выполнение уроков на промежутки работы и отдыха, рассредоточьте работу во времени.
Если ваш ребенок правша, свет у него на столе должен падать слева, чтобы тень от руки не закрывала написанное. Если ребенок левша (что не такая уж редкость), свет на рабочую поверхность должен падать справа. Допускается направление света спереди — когда стол придвинут к окну. Но нельзя ставить письменный стол так, чтобы свет падал сзади.
Никакое искусственное освещение, даже так называемый «дневной свет», не сможет заменить естественного освещения. Это одна из причин, почему ребенок должен делать уроки днем, и это одна из причин, почему стол должен стоять поближе к окну (однако следует учитывать, что в зимнее время от окна тянет холодом). Не забывайте, что темные шторы как бы оттягивают на себя свет, поэтому для детской комнаты выбирайте шторы из светлой ткани и предпочтительней — с мелким рисунком. Много света забирают и тюлевые занавески, хотя и очень украшают комнату. Если такие занавески для вас не очень важны, не вешайте их в комнате у ребенка.
Жалюзи хороши в краях с жарким климатом, где значительно преобладает число солнечных дней. В средней полосе, да еще на окне, глядящем на север, жалюзи неуместны.
Наукой установлено, что разные цвета воспринимаются органом зрения по-разному. Например, зеленый — самый любимый для глаза цвет; глаз на зеленом отдыхает (человечество развивалось на естественном, преимущественно зеленом фоне природы, и это заложено в каждом из нас). Розовый цвет как бы бодрит глаза. Красный — раздражает.
Это разное «отношение» глаз к цветам можно использовать практически. Рабочее помещение, — где ребенок делает уроки, — оклейте розовыми обоями. Этот цвет поможет сохранять работоспособность. Когда глаза у ребенка устали, пусть он, расслабившись, смотрит на что-нибудь зеленое: например, вдаль на траву, или встретили в продаже такую подставку, ее несложно сделать самим; дайте поручение папе. В крайнем случае под один край книги можно что-нибудь подложить.
Нарушение зрения у ребенка вы можете определить легко. Он подносит предметы поближе к глазам, чтобы рассмотреть их, иногда прищуривается, трет глаза, наморщивает лоб… Если вы заметили эти признаки, незамедлительно обратитесь за помощью к окулисту.