В этом возрасте дети уже могут поворачиваться с одного бока на другой. Некоторым даже удается повернуться со спины на живот. Ребенок схватывает ножки и подносит их ко рту. Лежа в постели, он трогает собственное тело уже раскрытыми руками. Иногда малыш максимально вытягивает позвоночник, опираясь головкой и ступнями о кровать, поднимает ягодичную часть, будто пробуя делать "мост". Иногда он поднимает голову и одновременно вытягивает туловище. Если ему протягивают какой-либо предмет, ребенок хватает его еще неловко, всеми пальцами, но держит крепко, трясет им, ударяет о решетку кроватки, подносит ко рту. Упускает его произвольно. Малышу нравится хватать одеяльце и тянуть его ко рту, чтобы сосать. Туловище находится в симметричном положении по отношению к голове. Ребенок легко поднимается, опираясь на предплечья. Лежит в симметричном положении, приподняв голову под углом 90 градусов. Пробует ползти, но ему не удается продвинуться всем телом вперед. Начинает вертеться. Таз прилегает к плоскости кроватки.
Ножки повернуты наружу и слегка расставлены. Чаще всего ребенок сучит поочередно то одной, то другой, но нередко вытягивает и сгибает одновременно обе ноги, может хорошо вытягивать колени, а ноги обладают хорошей подвижностью в лодыжном суставе. Движения кажутся координированными.
Поддерживаемый за плечи ребенок пытается сидеть: голова держится твердо, но туловище еще недостаточно окрепло и поэтому наклоняется вперед, ребенок протягивает ручки перед собой, чтобы опираться, но без полного переноса тяжести. Бедренные суставы сгибаются, ножки поворачиваются и наклоняются в сторону, колени согнуты, а лодыжки обладают хорошей подвижностью. Поддерживаемый под мышки, ребенок также пытается встать на ножки. Он протягивает ножки к плоскости кроватки и пытается подняться. Ему еще не удается опереться на ноги: он сгибает бедренный сустав, сгибает и выпрямляет колени, опираясь незаметно и на короткое время на кончики ног, покачиваясь, наподобие игрушки "Ванька-встанька".
В любом положении голова устанавливается правильно. Дети, отлично развитые с нейромоторной точки зрения, хорошо реагируют на любое положение головы по отношению к телу и тела по отношению к голове. Эта реакция известна педиатрам под названием реакции Ландау. Следует отметить, что эта реакция наблюдается не у всех детей 5-ти месяцев, но она должна появиться к 6-ти месячному возрасту и надо следить за тем, как она происходит.
Если ребенок находится в стабильном положении, он может хватать обеими руками, всей ладонью ("по-обезьянему"). Когда взрослый поднимает его в сидячем положении и поддерживает, ребенок с интересом следит за предметами, которые падают сбоку от тела. Малыш протягивает руку к ярко раскрашенной игрушке; схватив ее, он сопротивляется, когда мать хочет отнять. Игрушка хватается открытой кистью, всеми пальцами; благодаря этой манере схватывать, ребенок упускает ее без какой-либо цели.
Издаваемые малышом звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка. Ребенок лепечет и вокализирует, связывает звуки "напевает", прекращает и снова начинает "петь". Иногда он ясно произносит звуки "а", "е", умолкает на несколько секунд и снова повторяет их, как бы прислушиваясь к самому себе. Говорит сам с собой, начинает произносить слоги ("да", "де", "га"). Когда мать имитирует эти звуки, удовлетворение ребенка возрастает, и он начинает своеобразную "беседу". Как только устанавливается "диалог", ребенок смеется, поворачивается, протягивает ручки к матери. Малыш перестает плакать, когда слышит музыку.
Ребенок в возрасте 5-ти месяцев уже чувствует потребность совать все предметы в рот. Для него это путь познания. Губы и язык - очень хорошие органы осязания, поэтому мать должна предлагать ребенку только те предметы, которые он может брать в рот без опаски (например, резиновые кольца, пластмассовые игрушки, резиновые предметы). Предметы должны иметь такие формы и размеры, чтобы ребенок не смог их проглотить, а если они падают на пол, чтобы их можно было помыть.
Вместо глобальных реакций (радость, страх, крики, удовлетворение) чувства становятся "детальнее". Выразительные средства обогащаются: радость, скука, ярость. Ребенку все больше начинает нравиться общество других людей, он чувствует потребность быть с кем-то рядом, когда он бодрствует. Когда с малышом разговаривают, он счастлив. У ребенка все больше начинает вырисовываться собственная личность.
Вас должно насторожить, если к концу 5-го месяца ребенок: - плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;
- неуверенно держит голову, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки из положения "лежа на спине";
- не может протянуть ручки к игрушке;
- не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери;
- не произносит отдельные звуки или слоги (например, "га-га", "ба-ба-ба"), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет (например, "Где папа?");
- не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне и мимике.