На 7-ом месяце продолжается процесс стабилизации и социализации малыша. Большинство детей уже хорошо сидят, но существуют еще такие, которые "шатаются", "качаются" или падают. Благодаря моторному прогрессу, ребенок обретает новые способности исследования окружающей среды. Контроль движений и положения головы становится хорошим. Ребенок все увереннее поворачивается с одного бока на другой. Некоторые уже хорошо передвигаться на четвереньках. Ребенок обладает полной способностью зрительных, осязательных и слуховых восприятий. При укладывании на горизонтальную поверхность малыш немедленно поворачивается на один или на другой бок. Многим легко удается поворачиваться на живот. Ребенок может протягивать обе руки и поднимать голову, чтобы показать желание быть поднятым: если его берут на руки, он подтягивается почти самостоятельно вверх.
Малыш приподнимает голову, переносит свой центр тяжести и сгибает нижние конечности под живот с намерением подняться, но падает обратно. Он постоянно повторяет эти новоприобретенные движения. В этом положении ребенок вращается вокруг оси, двигается назад, когда хочет продвинуться вперед. Протягивает руку, чтобы схватить какой-нибудь предмет. Временами он вытягивает обе ладони при вытянутом локтевом суставе. Положение симметричное. Таз прилегает к плоскости кроватки, нижние конечности расставлены и слегка согнуты.
Если малыша поднимают при помощи подтягивания в сидячем положении, он сидит заметно стабильнее и способен опираться руками.
Следует отметить, что в моторном развитии ребенка отмечают 4 стадии: "ползание", "на четвереньках", "на карачках" и "на ножках". В общем развитии надо следить и за другими моторными достижениями:
- поворачивание (на один бок, на живот, со спины на живот, с живота на спину),
- "вращение" вокруг оси, опираясь на одну или обе верхние конечности.
Часто во время попыток передвигаться некоторые дети опираются на вытянутые руки и приводят ноги под живот. Это является попыткой перейти от стадии "на четвереньках" к стадии "ползать на карачках".
Из любого положения малыш пытается двигаться и устанавливать равновесие между туловищем и конечностями (часто безуспешно), чтобы схватить предметы, находящиеся в непосредственной близости. Он хватает крупные или мелкие предметы, но еще преобладает хватание ладонного типа, которые он выполняет более координированными движениями. Ребенок протягивает руку, чтобы схватить предметы, находящиеся вне его радиуса действия. Глаза "желают" большего, нежели малыш может выполнить с моторной точки зрения. Руки разжаты и пальцы готовы для тонкой деятельности. Схватив предмет, ребенок разглядывает его. Руки могут соединяться по средней линии. Ребенок играет руками и ногами. В этом возрасте малыш учится различать приятные и неприятные на ощупь поверхности (т. е. развивается тактильное ощущение).
Ребенок произносит первые раздельные слоги: "да-да", "та-та", "па-па", "ма-ма", имитирует, изменяет и повторяет звуки. Много и с удовольствием "рассказывает" на своем языке.
Начинается установление малышом контакта с внешним миром посредством взгляда. Ребенок радуется, когда узнает знакомых. Чужих людей рассматривает с недоверием. Он продолжает интересоваться и радоваться своему отображению в зеркале. Внимательно слушает и соответствующим образом реагирует на тон голоса.
Вас должно насторожить, если к концу 7-го месяца ребенок:
- при поддержке за руку не пытается сесть;
- не может стучать игрушкой по столу, кровати и т.д.;
- не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками;
- не ласкается к матери или другому близкому человеку, не прижимается щечкой к лицу матери.