Вашему малышу исполнился год. И теперь летоисчисление ведется не месяцами, а годами. Ваш малыш уже многое умеет. Поэтому некоторые родители полагают, что после исполнения года ребенок стал большим и более не нуждается в особом внимании и уходе. Его оставляют действовать по своей воле, а родители заботятся только об одежде и еде. Однако именно в этом возрасте ребенку необходима любовь и присутствие родителей, их внимание. Это очень важно для развития новых возможностей малыша (ходьба, ловкость, речь) и для знакомства с окружающим миром. Малыш в этом возрасте свободно сидит, сам становится на ноги, при поддержке делает первые шаги.
Им овладевает желание научиться ходить. Если он уже умеет ходить, то будет ходить по комнате все время. Подойдя к столу, он умеет хватать различные предметы, может произвольно бросать предметы, которые держит в руке, на пол.
Ребенок становится причиной для беспокойства окружающих. Его нельзя оставлять одного, т.к. он может пораниться, когда хватает и тянет к себе в рот все, что ему попадает под руку. Однако это является для него возможностью познавать окружающий мир.
В этом возрасте заканчивается подготовка к ходьбе и овладение речью. Ребенок начинает применять на практике то, что приобрел: он внимательно слушает и много разговаривает.
Малыш становится все более ловким. Ему удается схватывать мелкие предметы кончиками пальцев. Большая часть детей хватает предмет всей рукой, либо пальцами и подносит их ко рту. Рот продолжает оставаться органом познания.
В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний и отдельных слогов ребенок переходит к произнесению слов "мама", "папа", "дядя", "тетя", "дай". Нормальным считается, когда ребенок в возрасте одного года произносит 3-5 двусложных слова. У малыша также активно развита пассивная речь: ребенок понимает инструкции взрослых.
Вас должно насторожить, если к концу одного года ребенок:
- не может ползать на четвереньках;
- не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;
- не может одной рукой удержать 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;
- не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы, например, при словах "принеси мяч", не может найти и принести его;
- не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.