Это принципиальное нежелание иметь детей, несмотря на наличие такой возможности (речь не идёт о людях, которые бесплодны, откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе). Используется также заимствованный из английского термин чайлдфри (англ. child free — свободные от детей). Добровольная бездетность может быть основана на весьма разнообразных (в том числе и взаимоисключающих) вариантах личных убеждений. Чайлдфри ссылаются на множество различных причин, в частности:
Комфорт и возможность развития:
Желание иметь больше свободного времени для досуга, хобби, друзей, работы по совместительству
Желание уменьшить финансовую ответственность
Боязнь того, что родительство, будучи необратимым шагом, им не понравится
Способность менять работу и место жительства за короткий срок (спонтанность)
Желание сохранить уровень эмоциональной и физической близости с партнёром, несовместимое с появлением ребенка
Нежелание перестраивать дом в соответствии с потребностями ребенка и нормами безопасности
Осознание того, что рождение ребенка повредит карьерному росту
Намерение поддерживать определенный уровень контроля над жизнью; нежелательность потери времени, сил, приватности и свободы
Отсутствие потребности в детях:
Неимение биологической тяги к родительству
Юношеское, либо оставшееся с юности презрение к маленьким детям
Общая неприязнь к детскому поведению
Побуждение заботиться о родителях, других родственниках, заниматься благотворительностью
Удовлетворенность общением с детьми в качестве тети, дяди, учителя и т. д.
Страх и отвращение к физическим условиям беременности, опыту родов и послеродовому периоду (например, из-за потери внешней привлекательности)
Воспоминания о травмирующем или бедном детстве
Воспоминания об оскорбляющих или отсутствующих родителях
Безопасность родителя и ребенка:
Медицинские предпосылки для трудной беременности (например, сахарный диабет, онкологическая группа риска), либо рождения больного (например, депрессия в нескольких поколениях)
Обсессивно-компульсивное расстройство, нарушения в сфере привязанностей
Отсутствие или недоступность качественных детских учреждений
Вера, что приносить людей в этот мир безнравственно:
Невозможно спросить их согласия
Мир полон страдания, и нельзя гарантировать, что данный человек проживет хорошую жизнь
«Мир не готов принять моего ребенка, я хочу сначала подготовить его» (высказывание 29-летней девушки-чайлдфри)
Каждый рождённый должен умереть
Перенаселённость, экологические проблемы
Неспособность быть ответственным и терпеливым родителем
Прежде чем рожать новых детей, нужно сделать счастливыми уже существующих
Споры вокруг феномена чайлдфри имеют два, частично пересекающихся, аспекта: личный и политический.
Чайлдфри иногда высмеиваются окружающими как слишком эгоистичные, чтобы иметь детей, не вносящие вклад в будущее их нации и т. д. Контраргументы состоят в том, что детей часто желают по не менее эгоистичным причинам, некоторые основания для того, чтобы стать чайлдфри, скорее самоотверженны, и всегда рождается достаточно много детей, чтобы гарантировать будущее любой нации.
Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это — восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II постановил, что женатые пары, желающие быть бездетными, осуждены. Христианский автор Альберт Мохлер говорит «Парам не дана возможность выбора бездетности, согласно библейскому откровению. Напротив, нам приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим.» Служители церкви подходят к этой теме так же осуждающе, как к геям, гомосексуальным парам и однополым бракам. Они называют чайлдфри «зараженными» и «бесплодными язычниками». Однако, есть новые церкви, сформированные движением чайлдфри. Например, Кибер-Церковь Иисуса Христа — группа христиан, которые не чувствуют желания иметь потомков, подобно тому, как не имел их Иисус.