Вот так нас дурят супермаркеты... Если вы ходите раз в неделю в супермаркет и сумма в чеке каждый раз оказывается всё больше и больше, это вовсе не значит, что...
...во всём виноват кризис. Возможно, магазин «накалывает» вас.
Обмануть покупателя можно как вполне безобидными с точки зрения закона способами, так и не очень. Ознакомимся с некоторыми из них.
Специальная цена («особое предложение», «спецакция»)
Такая «завлекалочка» обычно располагается на самом видном месте на полке. Фокус в том, что эта цена часто распространяется лишь на один вид товара (скажем, только на апельсиновый сок или только на ярко-розовый лак для ногтей), в то время как на стенде представлено несколько вариантов. Соответственно, простимулированные покупатели кладут в корзину, не глядя, яблочный сок или тёмно-бордовый лак, которые на самом деле стоят в 2 раза дороже.
Лед вместо мяса
Внимательно осматривайте куски, покупая замороженные продукты, – зачастую половина рыбы или мяса на деле оказывается... льдом.
Вес упаковки
За последние 2-3 года многие упаковки круп, сахара, муки и т. д., которые десятилетиями весили 1 кг, «похудели» – теперь их вес составляет 900 или даже 850 г. При этом оформление упаковки – идентичное, и цена не снизилась.
Один по цене четырёх
Обращайте внимание на товары, которые продаются блоками (йогурты, наборы печенья и т. д.), – на ценнике указывается цена за весь блок целиком (скажем, 1×4), а на кассе зачастую... умножается на 4!
Обвес
Возьмите за правило перепроверять вес расфасованных здесь же, в магазине, товаров (контрольные весы по закону должны быть везде!) – порой расхождение составляет от 50 до 200 г.
Цена цене рознь
Эта «обманка» действует при продаже развесной еды – овощей, фруктов, сладостей, салатов. Указывается цена, но... за 100 г, а не за килограмм, как все привыкли. При этом вес «100 г» напечатан самым мелким шрифтом в уголке ценника. Формально – никто ничего не нарушил. Но у покупателя полное ощущение, что он покупает по данной цене килограмм.
«Затерялся»
Известный приём, пришедший в наши сети с Запада, – между двумя дешёвыми товарами с ценниками располагается один дорогой товар, при этом – без ценника (либо он просто плохо виден).
– У покупателя срабатывает «правило ряда», – поясняет психолог Лидия Геворкян. – Ожидание, что в ряде сходных товаров и цена должна быть примерно одинаковой.
Увы, это не так.
Лишняя кнопка
А эта «уловка» действует уже на кассе. Когда покупатель пробивает несколько одинаковых продуктов (скажем, три пакета молока), продавец будто бы случайно прокатывает штрихкод один лишний раз. Мало кто заметит, что в чеке напротив позиции «молоко» появилась цифра 4 вместо 3.
Что делать в таких случаях?
Отвечает Илья Краснов, юрист по защите прав потребителей:
– Если цена на кассе отличается от обещанной ценником, не молчите! Продавец должен продать вам товар по цене, указанной на ценнике, даже если она ниже реальной. В таком случае сфотографируйте ценник (иначе после скандала его могут сразу убрать или заменить) и требуйте администратора. Он обязан разрешить ситуацию – продать вам товар дешевле или компенсировать разницу, в худшем случае – вернуть вам деньги и забрать товар.
Если нет – пишите жалобу. Однако в случаях, когда вы сами не заметили какую-то информацию на ценнике (мелкое указание на 100 г, условия специальной акции и т. д.), магазин юридически считается невиновным – просто будьте внимательны.