Венчание - это брак, заключенный перед лицом Господа. Венчание проводят после заключения брака в ЗАГСе по свидетельству о браке, его от Вас собственно и потребует церковь.
В некоторых церквях существует предварительная запись даты и времени венчания, так проще для молодых. Для этого им надо только подъехать. Венчать Вас будет священник, на которого выпадет очередность треб. Записываются обычно за одну-две недели до торжества. Этого времени достаточно, чтобы исповедать грехи, покаяться, духовно очиститься для нового периода в своей жизни. Есть церкви, где такой записи не существует, и тут как повезёт. Венчать Вас будут после всех треб. Но здесь вы можете выбрать священника, если вдруг есть такая потребность. Для такого венчания Вам следует оформить квитанцию на совершение таинства в день свадьбы.
Венчание не совершается во вторник, четверг и субботу, накануне и в дни великих и церковных праздников, в посты – Великий (семь дней до Пасхи), Петров (второй понедельник после Троицы), Успенский ( 14-27 августа), Рождественский (28 ноября- 7 января), Святки (7-20 января), на Сырной неделе ( одна неделя до начала Великого поста), Пасхальная неделя (светлая седмица), 14 февраля ( канун Сретения Господня), 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы), Канун Вознесения Господня (39-день после Пасхи), Канун дня Святой Троицы (49-день после Пасхи), День Святой Троицы, 10 и 11 сентября (канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи), 20 сентября (Канун Рождества Пресвятой Богородицы), 26 и 27 сентября ( канун и день Воздвижения Креста Господня), 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы).
Лучшим днем недели для венчания считается воскресенье, в этот день бывает много желающих обвенчаться. Некоторые церкви даже практикуют венчание нескольких пар одновременно, хотя это запрещается. Также венчают по понедельникам, средам и пятницам. Проходит венчание в середине дня, но ни в коем случае ни вечером.
Венчание является платным действием. Плата у каждой церкви и храма своя, с Вами предварительно должны оговорить цену.
Существуют некоторые ограничения к венчанию, по которым священник в праве вас не допустить к данному ритуалу. Вот некоторые из них: если один из молодых не крещен, то потребуется вначале окреститься; если большая разница в возрасте или возраст не входит в установленные законом рамки; если есть какое-либо родство жениха и невесты (до четвертой степени родства); если человек психически или умственно болен; если человек является атеистом, мусульманином, язычником или любой другой нехристианской религий. Также если человек состоял в браке более трёх раз или состоит в браке в данное время. И одно из главных - это благословения родителей!
Если девушка в данный момент беременна, то это не будет препятствовать венчанию. Со всеми вопросами вы можете обращаться к правящему архиерею.
Для венчания Вам потребуется две иконы- Спасителя и Богородицы, а также кольца, свечи и белое длинное полотенце, на котором будут стоять молодые.
Невеста должна быть одета в белое платье, даже если она в возрасте. Обувь должна быть удобная, без шпильки, так как придётся стоять несколько часов. Украшения и косметика должны отсутствовать или в минимальном количестве. На голове невесты должен быть головной убор, этом может быть как фата, так и платок.
Молодожены обязательно должны иметь на себе нательные крестики. Надо позаботиться и о выборе свидетелей. Они должны быть обязательно крещенные. Лучше выбрать двух мужчин, так как придётся держать венцы над головами жениха и невесты, а это не так уж и легко. Перед венчанием молодые не должны ничего ни есть, ни пить, ни курить и воздержаться от брачных отношений - с двенадцати часов ночи.
По приезду в храм молодые вначале исповедаются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. Затем обычно в течение часа проводят молебен, отпевания и панихиды. Молодые могут за это время переодеться в специально отведенной для этого случая комнате.
После Божественной Литургий проходит обручение. Молодые стоят у дверей в храм, священник в это время в образе Самого Господа Иисуса Христа находится в алтаре. Далее священник вводит жениха и невесту в храм для создания новой и чистой жизни в супружестве. Молодые подобно Адаму и Еве предстают перед Самим Господом.
Священник начинает ритуал с подражания благочестивому Товии, который дымом и молитвами отгонял демонов от чистых браков. Далее он благословляет молодых, вначале жениха, потом невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им в руки зажженные свечи. На каждые три благословения от священника молодые должны креститься, только потом брать свечи. Эти свечи являются символом пламенной любви и чистоте отношении между женихом и невестой.
Далее священник произносит моления. Это молитвы о спасении молодых, о продолжении родства.
Затем по повелению священника молодые и гости преклоняют головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тем временем читаем молитвы к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.
Далее с правой стороны престола, как бы перед Самим Господом, священник берет кольцо жениха и надевает его, трижды крестя, говоря при этом: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Затем надевает кольцо на палец невесте, крестя три раза, приговаривая: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Завершается обручение обменом колец межу молодыми. Жених надевает своё кольцо невесте, а невеста – своё жениху. И так три раза в честь и славу Святой Троицы. Иногда вместо молодых это делает священник. Этот обмен символизирует преданность и верность супруг. Затем священник молит Господа, что Он сам благословил и утвердил Обручение.
После обручения собственно и начинается само венчание, основная часть. Молодые входят на середину храма, держа в руках зажженные свечи, перед ними идёт священник с кадильницей и дает наставления на добрые дела. Встречает молодых Хор пением псалма 127, который благословит супружество.
Жених и невеста проходят к аналою, на котором лежит крест, Евангелие и венцы. Перед ним лежит белое длинное полотенце, на которое и становятся молодые. Далее жених и невеста подтверждают чистоту своих намерений друг перед другом и перед Господом Богом, а также подтверждают свою добровольность и непринужденное желание выбора. Это и есть главное условие для настоящего брака, после которого он должен считаться заключенным.
Далее следует таинственное освящение супружества Божественною благодатью – чин венчания. Священник произносит три пространные молитвы. Первая, перед Господом Иисусом Христом о благословении, о мирной жизни, о плодах любви, о достатке в семье. Вторая молитва обращена Триединому Господу, чтобы он благословил, сохранил и помянул молодых. В третьей молитве священник умоляет Триединого Господа даровать брачующимся плод чрева.
Далее наступает самые главные минуты - скрепление и освещение супружеского союза. Священник берет венец и крестит им жениха и дает ему целовать образ Спасителя, который прикреплён к передней части венца. Венчает жениха и говорит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Аналогично и невесте преподносит венец и говорит: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Теперь молодых украшают венцы, жених и невеста предстоят во всей красе перед Господом Богом и ожидают благословения Божьего. Это и есть самая торжественная минута!
Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. Это священник произносит три раза и три раза благословит молодых.
Далее читаются изречения апостола Павла, Евангелие от Иоанна и произносится краткое прошение от лица Церкви.
Потом священник преподносит жениху выпить вино по три маленьких глоточка, также поступает и невеста.
После ритуала с вином, священник берет правые руки молодых и соединяет их, а сверху покрывает епитрахилью и своей рукой. Это означает, что через руку священника муж получает жену о самой Церкви, теперь они соединены во Христе навеки. Затем священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. При каждом обходе поются тропари. Это хождение - символ «вечного шествия» этих людей об руку друг с другом. После обхода вокруг аналоя священник снимает венцы с супругов и приветствует их торжественными словами и молитвами.
Завершается венчание у царских врат, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божьей Матери. Затем наоборот.
В заключении священник дает молодым крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.
Второй брак церковь не одобряет, но допускает как нисхождение к человеческим слабостям. В таком случае венчание немного отличается двумя покаянными молитвами, нет слов о добровольном и непринужденном браке, но прежним остаётся обручение и возлагание венцов. Расторгать церковный брак имеет право только архиерей. Вы предъявляйте ему свидетельство о разводе из ЗАГСа и если нет никаких канонических препятствии, он снимает благословение и дает разрешение на новый церковный брак.