Наблюдения психологов: если семи-восьмимесячным младенцам ежедневно по несколько минут читать стихи и сказки, то речь у них развивается раньше. Заманчиво включать магнитофонную запись или пластинку, предоставить ребенка себе и заняться своими делами, но далеко не всегда такая форма развития ребенка ускоряет развитие речи. Эффект отмечается лишь тогда, когда ребенок прослушивает запись со взрослыми, когда создается потребность в понимании речи. Первые слова ребенок уже понимает во втором полугодии, а произносит к концу первого года. Обычно он начинает с того, что много и радостно лепечет: ммма-ммма, ббба-ббба, ддда-ддда. Лепет напоминает слова, но это лишь звуки. Они станут словами, когда превратятся в средство общения. Мы уже подчеркивали, как важно еще задолго до того, как он научится говорить, разговаривать с ребенком: при кормлении, одевании, игре.
С 9 месяцев нужно как можно чаще называть вещи, когда малютка смотрит на них и показывает. Вместо того, чтобы просто подать то, что он хочет, лучше поговорить с ним, к примеру: "Хочешь Куклу? Это кукла. А может палочку? Это палка". Если ребенок пытается произнести данное слово, наградите его улыбкой и попросите, чтобы он его повторил еще. Так с помощью ласки фиксируется значение слова: внушите малышу, что всегда лучше назвать предмет, показывать на него пальцем. Другое важное обстоятельство, о котором нельзя забывать,- большая трудность в освоении ребенком языка. Не надо говорить с детьми слишком быстро либо все время назойливо их поправлять, или потеряв терпение, заканчивать за них начатое слово или фразу. Иными словами, взрослые должны приспосабливаться к его слогу, а не он к их.
Слова особенно легко запоминаются, когда включаются в увлекательное действие. В эксперименте ребенку показывали и называли предмет, не имеющий отношения к нему. Лишь через 10 дней удалось связать слово с предметом. Если же назывался предмет, используемый в игре, то слово усваивалось в течение дня. Некоторые взрослые, якобы приспосабливаясь к детскому уровню понимания, начинают сюсюкать, коверкая слова, подражать неоформленной детской речи. Это грубая ошибка. Слова надо произносить четко и ласково, если предмет опасен для ребенка,- то грозно, гневно, ребенок лучше, быстрее усваивает эмоционально окрашенную речь.
Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны.
Не следует расстраиваться, если первые слова вашего сына или дочки по смыслу и по звуковому оформлению будут непохожи на взрослую речь. Это так называемая "автономная детская речь", она возникает чаще всего в 11 месяцев. Одним из первых, кто проследил формирование такой речи, был знаменитый Чарльз Дарвин. Он не занимался специально изучением развития детей, но был наблюдательный дедушка. Внук, увидев плавающую в пруду утку, стал называть ее "уа", уловив первый и последний звук слова. Затем этим же "словом" принялся называть любую жидкость, а обнаружив на старинной монете изображенную на ней птицу, стал тем же "уа" обозначать все маленькие, круглые предметы. Дети часто используют корни слов, выделяя их из речи взрослых, причем одним таким однокорневым словом называют целый ряд предметов. Например, корень "ку" - кушать, курица; корень "па" - упал, лопатка, палка. Для автономной детской речи характерно отсутствие обобщений. Ребенок, например, может знать значение таких слов, как "стул", "стол" и т.д., но при этом не знает, что такое "мебель".
Очевидно, что понимать речь малышей могут лишь люди, посвященные в "тайну" детского жаргона. В прошлом такой язык пренебрежительно называли языком нянь и кормилиц, полагая, что они искусственно создают детский язык. Конечно, возможно искажение слов взрослыми ради ложно понятой близости к ребенку, но это не исчерпывает механизмов формирования автономной детской речи. Наверное, немало взрослых, разговаривая с детьми, употребляют уменьшительные слова: домик, кустик, слоник. Но почему? Неужели взрослые всерьез полагают, что маленьким детям все представляется в уменьшенном размере. Скорее наоборот, им все должно представляться огромным. И логичнее было бы употреблять слова типа "домище" и пр. Однако в этом случае логика не срабатывает. И детям самостоятельно приходиться преодолевать заблуждения взрослых.
Реакция на слово, обозначающее предмет, зависит о возможностей ребенка: вначале он только смотрит на предмет, несколько позже стремится к нему и, наконец, подает его взрослому или указывает на него издали. Речевая реакция появляется у младенцев к концу первого года. Обычно они могут произнести от 4 до 10-15 слов. Девочки, как правило, разговорчивее мальчиков. Иногда к ребенку очень рано пристает какое-нибудь слово или имя, и он уже больше не забывает его. Пассивный запас слов у малышей гораздо богаче. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Видимо, это зависит от темперамента и особенностей натуры ребенка. Общительный, веселый стремится поскорее `высказаться`, спокойный, обращенный в себя - долго наблюдает за тем, что происходит вокруг, прежде чем станет говорить.
Атмосфера, в которой живет ребенок, отношение к нему родственников также играют немалую роль. Если расстроенная чем-то мать, погруженная в свои думы, молчит, то и несчастное дитя, не чувствуя ее желания общаться, замкнется в себе.
Взрослые иногда впадают в другую крайность, без умолку болтая с малышом. В таком случае ребенок, лишенный инициативы, тоже, будет неловко себя чувствовать.
Задержка развития речи тревожит родителей, но это бывает у совершенно здоровых детей, когда нет стимула к ее развитию. Если у ребенка много нянек или любящие братья и сестры хорошо понимают его и удовлетворяют все желания малыша без слов, то речь ему как бы и не нужна.