Alexita
|
Дата: Понедельник, 28.05.2018, 21:27 | Сообщение # 1 |
малыш
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 137
Страна:
Город:
Статус: Offline
|
Распознать дислексию Как распознать дислексию до того, как ребенок начнет учиться чтению? Какие особенности в его поведении помогут насторожиться? У любой проблемы есть корни. Рассмотрим различные способы диагностики проблем, которые в дальнейшем могут привести к развитию дислексии: 1. Если у ребенка есть речевые нарушения, он ходит к логопеду. Логопед также смотрит, есть ли у ребенка нарушения фонематического слуха, анализа и синтеза, понимания, нарушен ли словарь и есть ли аграмматизмы (неправильное образование слов и их форм), насколько развита связная речь. Именно на занятиях, развивающих речь, логопед проводит и профилактику нарушений чтения, особенно тех видов, которые связаны именно с речью. 2. На занятиях по ИЗО и при использовании любых видов ручного труда хороший воспитатель заметит, что у ребенка плохо развита мелкая моторика (не умеет вырезать, лепить, приклеивать, шнуровать, застёгивать пуговицы). Для письма, каллиграфии очень важно уметь выполнять мелкие точные действия. Их тренируют специально. Я рекомендую эти упражнения каждый день. 3. Если ребёнок идёт в школу, он должен уметь кататься на двухколесном велосипеде — функции письма и чтения требуют координации и слаженности. 4. Плохое владение ритмом может усложнить усвоение слов со сложной слоговой структурой, значит, его надо развивать — помогут танцы, музыка или более специализированные процедуры, такие как интерактивный метроном. 5. Для чтения нужны хорошо сформированные зрительно-моторные и слухо-моторные координации, чтобы уметь видеть, слышать, говорить одновременно – именно это важно при чтении. 6. Ребенок должен уметь запомнить и, если нужно, пересказать то, что он прочитал. 7. Необходим Как определить ведущие руку, ухо, глаз 8. Например: попробуйте покидать ребенку маленький мячик, который он должен ловить любой рукой, но только одной. Ведущая рука определяется по тому, какой рукой чаще пойман мяч. Можно попросить ребенка «размешивать» ложкой сахар в стакане, «вдеть воображаемую нитку в иголку: у леворукого ребенка нитка окажется в левой руке. 9. Проверить ведущее ухо можно, попросив послушать, тикают ли часы. Ребёнок развернётся ведущим ухом к источнику звука. 10. Проверить ведущий глаз – попросив «посмотреть в скважину, прищурив один глаз. Глаз, которым ребёнок будет смотреть в скважину, — рабочий». 11. Все эти тесты достаточны условны. Главный критерий – какой рукой ребёнку предпочтительно действовать в быту: держать ручку, карандаш, ложку для того, чтобы писать, рисовать и есть.
Мой ребенок не хочет читать. Как понять, — ваш ребенок просто ленится читать или у него дислексия? Ребенок не хочет читать. Что делать? Этот вопрос всё чаще задают родители. Думаю, вы и сами часто слышали подобные вопросы от друзей и соседей. А, может, и сами задавали его. Давайте сначала попробуем разобраться, почему ребенок не хочет читать и тогда ответ придёт сам по себе. 1.Если это ребенок - дошкольник. Сейчас родители задумываются об обучении чтению очень рано и поэтому читающий дошкольник вполне обычное явление. Но нельзя забывать, что чтение - очень сложный физиологический процесс, который требует больших усилий со стороны читателя. Нам, взрослым, уже трудно вспомнить, как тяжело было читать, потому что мы научились читать давным-давно и сейчас это происходит автоматически. 2. У детей навык чтения только формируется и требует больших усилий со стороны ребенка. Во время чтения ребенку надо вспомнить, что это за буква, как она читается, прочитать слог и запомнить его, чтобы потом соединить с другим слогом. Естественно, что ребенку в таких условиях очень трудно понять смысл слова. А ведь кроме этого в слове еще есть и ударение! И неправильно поставленное ударение меняет смысл всего слова. 3. Если ребенок уже учится в школе. Нам кажется, вот именно кажется, что ребенок уже взрослый и потому должен понимать, что читать полезно. Будешь много читать, будешь много знать. Так часто говорим мы детям, и не обращаем внимания на то, что читать мы требуем сейчас, а знать он будет когда-то потом, неизвестно когда. А ребенку, пусть это и школьник, важно только сейчас. И сейчас ему хочется поиграть, побегать, поваляться и погулять, но никак не читать. К тому же, часто мы даем ребенку для чтения книги, которые очень трудны для восприятия. Ребенок читает, а о чем речь не понимает. В тексте очень длинные и сложные предложения, много непонятных слов и смысл текста ускользает. Не стоит забывать, что современный школьник очень часто читает медленно, значит, прочитать много не может. Почему? Потому что внимание ребенок может удержать на одном деле до 15 минут, а обычно это около 10 минут. И после 10 минут чтения внимание рассеивается и переключается на что-то другое. 4. О дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка: — фонематические проблемы, связанные с трудностями распознавания фонем, даже в сильных позициях ребёнок читает слово неправильно («Шеня» вместо «Женя»), — аналитико-синтетические проблемы, когда ребёнок допускает искажения звуко-слоговой структуры слова («нилейка» вместо «линейка») или не овладевает принципами слогослияния (вообще не может прочесть слово из нескольких слогов). — оптические проблемы, которые проявляются в трудностях усвоения образов букв, их элементов и в целом с оптико-пространственными нарушениями и особенностями зрительного гнозиса (ребёнок не ориентируются на листе, не видит линеечки). — мнестические нарушения, которые проявляются в невозможности запоминания буквы, — аграмматические проблемы характерны для тех детей, которые уже усвоили навык чтения, но во время «беглого» чтения допускают ошибки. Либо это один из признаков «угадывающего» чтения, когда ребёнок прочитывает начало слова, а потом «подставляет» неправильное окончание. При семантической дислексии наблюдаются разные механизмы нарушения: — неправильный тип обучения чтению — побуквенное чтение «бухштабирование» (когда ребёнок вместо слова читает перечень отдельных букв: Б, А, Б, А), — бедный лексикон, — плохой уровень овладения грамматикой (отдельно «карандаш» и «линейку» ребёнок знает, а прочитав задание «покажи карандашом линейку», не может выполнить). 5. Часто дислексия бывает смешанной, когда у ребёнка отмечаются разные виды нарушений чтения. Так бывает, если у ребёнка до школы были тяжёлые нарушения речи, или он долго молчал, либо это сочетанные нарушения в структуре других дефектов (при ДЦП, различных синдромах). 6. «Оптическая Дислексия»: трудности усвоения образа буквы, смешение графически сходных букв, их взаимозамен (З-В, З-Е, Р-В, Т-Г и т.д.). У ребёнка «пляшут» буквы и строчки, он как будто не видит буквы, может не воспринимать какой-то шрифт, пробелы, переход с одной строки на другую, буквы сливаются-слипаются, смотрят в разные стороны, и другие похожие проблемы.
Зарубежные специалисты, говоря о дислексии, чаще всего имеют в виду только эту, оптическую ее разновидность. И здесь надо понимать: состояние детей с такой проблемой, даже при всей ее сложности, в целом значительно легче, ведь у них нет проблем с развитием речи и связанной с этим задержки психического развития.
Если ребёнок физиологически и психически здоров, учится по общеобразовательной программе, занимается проблемой школьный логопед. Если дислексия связана с проблемами физического и психического здоровья ребёнка, то к работе необходимо подключить и других специалистов – детского невролога, психолога, нейропсихолога, массажиста.
ТОМАТИС И ДИСЛЕКСИЯ
Дествительно,все чаще и чаще встречаются дети с дислексией. Дислексия не связана с уровнем интеллекта. Дислексия – это необычная форма разума, чаще всего одаренная и продуктивная, но обучение отличается от других. У большинства «дислексиков» обладают лучшим чувством пространственных соотношений или с лучшей функцией правого полушария.ствительно,все чаще и чаще встречаются дети с дислексией. Проблемами дислексии занимаются и логопеды, и дефектологи, и психологи. Поговорим об этой проблеме со стороны организации слуха, как раз чем и может помочь метод Томатис. Анализ звуков. Чтение, вслух или про себя, связано с процессом обработки звуков. Звук – это очень сложный комплекс частот с изменяющейся интенсивностью. Быстрый и точный анализ весьма сложный процесс. Даже у самых сложных компьютеров все еще возникают проблемы с полным анализом звука. У нас анализ звука происходит во внутреннем ухе, в улитке. Если улитка не производит анализ звука безошибочно, то это может стать причиной дислексии. Каждый звук имеет основную частоту и несколько более высоких частот (или гармоник). Когда звуки имеют почти одинаковые частоты, отличаясь только более высокими тонами,оттенками, «дислексик» может ошибочно истолковывать их. Как, например, «Б» и «П» или «Т» и «Д» имеют сходную основную частоту. «Дислексик» обрабатывает информацию в более медленном темпе. Решая эту проблемы, мы будем тренировать уши путем прослушивания музыки. Это достигается через систему электронных переключений и фильтрации музыки. Это значительным образом помогает ребенку различить более высокие тона. И ребенку не придется больше гадать, было ли сказано «ДОМ» или «ТОМ». Услышав звук отчетливо, ребенок будет, способен улучшить свое произношение. Ухо / Визуальная координация Чтение – это сложный процесс, требующий от ушей и глаз совместной синхронной работы. Как только глаза видят букву, уши идентифицируют соответствующий звук, даже, если Вы читаете про себя. Затем, вестибулярный аппарат ведет глаз от буквы к букве, а улитка переводит каждую букву в звук. В идеале обе операции должны происходить практически одновременно. Проблемы начинаются тогда, когда промежуток времени между одной операцией и другой становится слишком длинным. Т.о., если вестибулярный аппарат и улитка работают не синхронно, то глаза и уши работают также. Но проблема еще больше усложняется, т.к. каждый звук длится определенное время. Ухо постоянно должно настраиваться на быстрые изменения. Когда этого не происходит, то глаза и уши не работают синхронно. Правильный звук больше не попадает на правильную букву. А без звука, буква остается немой. Значение не может проявиться. Чтобы укрепить работу вестибулярного аппарата, ребенок будет слушать низкочастотную музыку, прошедшую обработку через системы электронных переключений. Результат обычно проявляется достаточно быстро и очевидно. Заметно улучшаются моторные навыки и осанка. Затем, постепенно, ребенок станет читать с большим удовольствием, а в дальнейшем, улучшит свое произношение. Удачливое ухо. К удивлению для всех мы имеем доминантное ухо. Некоторые из нас «правши», а некоторые «левши». Преимущество остается за теми, у кого доминантное правое ухо. Они анализируют входящую информацию быстрее, чем левоухие. Поэтому, люди, у которых доминантное ухо – правое ухо, обучаются легче, чем те, у кого доминантное ухо левое. И это логично. Правое ухо напрямую связано с левым полушарием, где происходит обработка языка. Это прямая и быстрая связь. Если Вы слушаете левым ухом, то звуки сначала попадают в правое полушарие, где нет языкового центра, а значит, информация должна быть перенаправлена в левое полушарие. А так, как это длинный путь, то информация поступает с запозданием. Люди с доминантным левым ухом постоянно будут играть в догонялки. Но информация приходит не только с опозданием, но еще и не полная. Некоторые высокочастотные компоненты теряются. А как Вы уже знаете, это ключевые частотные компоненты для того, чтобы чувствовать различие между сходными звуками. (Как, например, «Б» и «П») Занятия по методу Томатис помогают «дислексикам» достичь и укрепить правую аудио-латеральность. Постепенно по программе занятий мы будем переводить подачу звука с левого на правое ухо. Ребенку будет также предложено проделать аудио-вокальные упражнения с помощью микрофона и «Электронного уха». Его голос пройдет через фильтр и вернется исключительно в правое ухо. Таким способом ребенок легко сможет контролировать свой голос и язык. Он сможет лучше контролировать то, что читает и говорит. Это очень важно, т.к. навыки самоконтроля у «дислексиков» очень слабые. Со временем, его правое ухо станет доминантным, а это значит, что читать, учиться и говорить он станет лучше.
Исправить дикцию ребенка проще, чем может казаться Часто родители считают, что речевой дефект – не столь существенная проблема. Сказывается отсутствие профессиональных знаний и опыта. Разве может такой дефект речи, как картавость, быть серьезной проблемой? А некоторым он и вовсе кажется милым. Но родители забывают о двух важных моментах:
если проблема с речью существует, значит, что-то работает неправильно – может быть, нарушена функциональность некоторых зон головного мозга или есть врожденная патология речевого аппарата. Вы не узнаете, почему у ребенка плохая дикция, пока не побываете на приеме у невролога, логопеда или психолога в клинике Киева; дети могут быть очень жестокими – то, что вам кажется милым, может стать причиной насмешек в детском саду или школе. Если взрослый человек умеет противостоять агрессии со стороны, то ребенку это не под силу. Не все дети рассказывают дома о проблемах со сверстниками – они замыкаются в себе, становятся неразговорчивыми, необщительными, начинают хуже учиться. Кажется невероятным, но нарушение речи может испортить жизнь ребенку. Не рискуйте его будущим, надеясь что «милая» картавость или легкое заикание пройдут сами по себе и никак не отразятся на личности и успехах. Воспользуйтесь услугой диагностики и лечения дефектов речи в Центре стимуляции мозга (Киев).
Как исправить речь? То, какие методики и упражнения для исправления дефектов речи у детей выберет врач клиники, зависит от вида речевого нарушения и его причины. Основные виды дефектов речи:
Логоневроз или заикание – речь прерывистая, с запинками, звуки произносятся растянуто, не получается с первого раза выговорить нужное слово; Алалия – не отражается на умственном развитии, поэтому ребенок прекрасно слышит, неплохо развивается, обладает достаточным словарным запасом, но не может правильно произносить слова; Дизартрия – когда из-за незрелости нервной системы ребенок не способен правильно произносить слова и звуки; Ринолалия – изменения тембра голоса из-за дефектов в развитии или травм речевого аппарата (носа, губы); Дисфония – нарушенная фонация из-за патологии в развитии голосового аппарата; Афазия – полная утрата речи из-за поражения мозга; Мутизм – временное или полное прекращение общения ребенка с окружающими. Это самые распространенные, но не единственные виды дефектов речи у детей. Причины дефекта речи лежат в разных плоскостях. Порой в них повинны сами родители, которые неправильно общаются с ребенком: сюсюкают, коверкают слова, подбирают замену словам, сложным для восприятия. Ребенок учится говорить, копируя речь взрослых – какому языку он выучиться в таком случае? Это, вероятно, лучшая из всех возможных причин – чтобы исправить произношение, родителям достаточно перестать сюсюкать и выполнять с ребенком дикционные упражнения для детей, которые подберет специалист клиники .
Остальные причины менее безобидны – неврологические заболевания и врожденные патологии речевого аппарата, последствия тяжелых инфекционных заболеваний и стресса, нездоровая атмосфера дома, когда ребенка постоянно перебивают, не дослушивают до конца. Но к счастью, врачи лечебно-диагностического Центра стимуляции мозга успешно работают с пациентами со всей Украины, независимо от причин, вызвавших проблемы с речью.
Основные принципы организации лечения Услуги коррекции дефектов речи в Центре стимуляции мозга доступны всем детям с дефектами в Украине. С маленьким пациентом беседуют врачи различных специализаций – логопеды, неврологи, психологи, чтобы найти причину изменений и понять, как исправить ситуацию.
Лечащий врач подберет индивидуальную систему коррекции с комплексным воздействием, различными терапевтическими методиками, занятиями с логопедом и упражнениями для развития дикции в домашних условиях. Все, что нужно для успешного лечения – просто следовать этой системе и не нарушать общих рекомендаций специалистов.
ГРАМОТные специалисты:
1. Невролог, он занимается диагностированием и последующим лечением заболеваний, связанных с деятельностью нервной системы.
2. Логопед, он оценивает, насколько развита речь и выявляет проблемные вопросы в ее формировании.
3. Психолог, он оценивает зрелость, готовность высших психических функций, устанавливает латеральный профиль (ведущую руку и другие парные органы), мотивацию и психологическую готовность.
4. Нейропсихолог. Он также может рассказать о готовности и зрелости, сформированы ли мозговые блоки и нейронные связи. Центр Стимуляции Мозга предоставляет услуги лучших специалистов и самые новые немедикаментозные методики для лечения и коррекции поведенческих отклонений у детей и подростков..
Я не унываю, даже если в жизни все идет наперекосяк |
|
| |