Одна из самых серьезных проблем молодой мамы заключается в том, что ей не хватает времени и сил практически ни на что, кроме новорожденного ребенка. Кому не знакомы жалобы молодых мам, самым заветным желанием которых в течение многих месяцев остается одно - вдоволь выспаться? Завертевшись как белка в колесе, женщина часто забывает, что живет не на необитаемом острове. А между тем рядом с ней находятся люди - родные, близкие и друзья которые, может быть, не против были бы помочь. Но не знают, как это лучше сделать, или просто не догадываются, что ей нужна помощь. Как использовать эти довольно солидные резервы, организовать их и направить в нужное русло? Совет 1. Прежде чем прибегнуть к чьей-либо помощи, заранее определитесь, что вы можете доверить другим, а чем хотели бы заниматься только сами.
И для вашего спокойствия, и для спокойствия ваших близких будет хорошо, если вы не будете постоянно отвлекаться, чтобы проконтролировать выполнение ими дел, за которые вы особенно беспокоитесь. Допустим, если вы никому не можете доверить одеванием малыша, договоритесь с мужем, что, пока вы будете готовить к прогулке ребенка, в его обязанности будет входить подготовка коляски. Если вы не любите, когда кто-то, кроме вас, возится а вашей кухне, попросите пришедшую на помощь свекровь посидеть с ребенком, пока вы приготовите обед, и т.д.
Совет 2. С благодарностью используйте любую помощь, в каком бы объеме она вам ни предлагалась.
Конечно, главные помощники молодых родителей, по традиции, дедушки и бабушки. Если кто-то из них сам рвется выйти на пенсию и посвятить свою жизнь воспитанию внуков, освободив их родителей для учебы и работы, то вам, пожалуй, и советов не потребуется. Но так бывает далеко не всегда: обычно дедушки и бабушки ко времени рождения внуков находятся на пике карьеры. Но и в этом случае они могут оказать посильную помощь.
Например, можно договориться с работающей мамой или свекровью, чтобы она приезжала раз или два в неделю в выходные, чтобы помочь вам сделать генеральную уборку, приготовить обед для всей семьи на несколько дней или погулять с малышом: даже эти «выигранные» часы дадут вам возможность побольше отдохнуть и восстановить силы.
Совет 3. Объединяйтесь с другими молодыми родителями - вашими друзьями или соседями.
Скажем, молодая мама, живущая на вашей лестничной площадке, как и вы, ходит на молочную кухню за питанием для малыша. И вам, и ей будет удобнее делать это по очереди. Кстати, таким образом можно скооперироваться с несколькими молодыми родителями, живущими неподалеку от вас, познакомиться с которыми возможно на той же молочной кухне. Когда малыши немного подрастут, можно устроить нечто вроде детского сада на дому и поочередно по несколько часов сидеть с двумя или тремя детьми. Удобно объединяться и на прогулке: пусть подруга посидит со своим и с вашим малышом, спящими в колясках, пока вы сбегаете в магазин.
Договорившись с друзьями, можно закупать оптом детское питание или одноразовые подгузники и по очереди ездить за ними. Таким образом вы сэкономите не только время, но и деньги.
Совет 4. Пользуйтесь не только бескорыстной, но и «компенсируемой» помощью.
Конечно, здесь необходимо проявить такт, ведь некоторые ваши близкие могут и обидеться. Но возможно, у вас получится договориться с мамой или свекровью,чтобы она перешла работать на неполный рабочий день и сидела с малышом, а вы бы компенсировали ей потерянную часть зарплаты. Можно предложить, например, младшей сестре или племяннице по несколько часов в день нянчить малыша за определенное вознаграждение.
Совет 5. Не пренебрегайте материальной помощью самых близких вам людей.
Если, допустим, работающие и по горло занятые бабушки и дедушки малыша не могут часто бывать с внуком или внучкой, то предложите им, вместо покупки ребенку дорогих подарков, частично оплатить услуги няни или домработницы.
Совет 6. Четко распределите, кто и в чем будет вам помогать, составьте расписание и подробные инструкции.
Это опять же нужно и для вашего спокойствия, и для спокойствия ваших помощников. Для начала оговорите с каждым членом семьи его постоянные обязанности, иначе большая их часть, скорее всего, снова ляжет на ваши плечи. Предположим, в ежедневные обязанности вашего мужа входит уборка квартиры и закуп ка продуктов. В этом случае составьте подробный список покупок и магазинов, где их можно сделать, - только тогда вы будете уверены, что он купит все необходимое и при этом не будет советоваться с вами по телефону каждые пять минут, отвлекая вас от кормления малыша. Если вы отправляетесь в фитнес-центр, а на прогулку с ребенком идет ваша подруга, подробно напишите, где лежит детская одежда и прочие принадлежности, сколько примерно должна длиться прогулка и где можно спокойно посидеть с коляской.
Если вы договорились, что вам помогут в какой-то конкретный день, не постесняйтесь позвонить вашему по мощнику накануне и узнать, остается ли ваша договоренность в силе и не изменились ли у него планы.
Совет 7. Составляя для домочадцев план на день, не пренебрегайте техническими новшествами, облегчающими нам жизнь.
О тех вещах, которые вы, как лицо наиболее заинтересованное, выполняе те вовремя почти автоматически, ваши помощники могут забыть. Чтобы этого не произошло, воспользуйтесь, например, функцией напоминания, которая есть в большинстве мобильных телефонов. Заложите в память телефона или компьютера наиболее важные дела, ко торые надо выполнить в определенное время (дать лекарство малышу, поставить вариться суп и т.п.) - и вы избежи те множества обид инедоразумений.
Совет 8 - самый главный. Не забывайте благодарить родных и близких за помощь.
Получать благодарность всегда приятно - даже если речь идет всего лишь о несложных повседневных делах. И тогда у ваших родных и друзей появится желание помогать вам снова и снова!